Назад в будущее: что было 20 лет назад. 23–29 мая

Каждый понедельник мы вспоминаем события прошлого по новостям из архива Полит.ру — что происходило в стране ровно двадцать лет назад.

23 мая 2002 года — Нижегородские альтернативщики пока в армию не пойдут

Как сообщило агентство «ИФ-Регион» со ссылкой на председателя комитета по делам военнослужащих администрации города Льва Павлова, повестки, разосланные областным военкоматом «альтернативщикам» в марте, незаконны. Пока не решен вопрос, зачтется ли им в качестве альтернативной службы срок, отработанный в больнице, нижегородские органы власти обещали оказать поддержку ребятам в данном вопросе.

Лев Павлов также высказал предположение, что до начала осеннего призыва Закон «Об альтернативной гражданской службе» будет принят и вступит в силу, что позволит в дальнейшем избегать подобных прецедентов.

Напомним, что ранее городская администрация под давлением сокрушительной критики со стороны президента объявила о прекращении эксперимента по АГС, и молодые люди, продолжавшие работать в больнице, получили повестки о призыве.

24 мая 2002 года — Новая система помилования в действии. Президент подает пример строгости

Сегодня стало известно, что 20 мая Владимир Путин впервые с начала его президентского срока воспользовался своим правом на помилование осужденных. В соответствии с новым порядком, введенным Указом № 1500 от 28 декабря 2001 года, он подписал 10 указов о помиловании, представленных ему региональными комиссиями. Как сообщает пресс-служба главы государства, формы помилования различны: от сокращения срока лишения свободы до освобождения от дальнейшего отбывания наказания. Во внимание были приняты такие факторы, как наличие у ряда осужденных несовершеннолетних детей, состояние здоровья, предшествующие заслуги перед государством (выполнение интернационального долга в Республике Афганистан, участие в Великой Отечественной войне) и, конечно, поведение во время отбывания наказания.

Впрочем, президент поддержал не все рекомендации к помилованию, представленные ему с мест. Он счел необходимым проявить демонстративную строгость в отношении лиц, осужденных за умышленные убийства и за приобретение и сбыт наркотических веществ. Скорее всего, этот сигнал со стороны главы государства будет воспринят региональными комиссиями как недвусмысленная рекомендация впредь не поддерживать ходатайства этой категории осужденных, а это чревато потерей последней надежды для таких преступников, как, скажем, женщины, умышленно убившие сожителя-садиста.

Президент также обратил внимание некоторых комиссий на недостаточную проработанность и обоснованность их рекомендаций. В одном случае он, например, не согласился с предложением заменить неотбытую часть наказания в виде лишения свободы исправительными работами и вернул материал на повторное рассмотрение, так как осужденный до совершения преступления не только не работал, но и не имел определенного места жительства. В другом случае указал на отсутствие вообще какой-либо мотивировки помилования при том, что осужденный отрицательно характеризовался по месту отбывания наказания. Обратил президент внимание и на нежелательность помилования людей, совершивших преступления в период условного срока наказания за предыдущий проступок. Этот пункт Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, изданного одновременно с Указом № 1500, как известно, вызывает решительные возражения независимых экспертов.

На сегодня приступили к работе и направили свои рекомендации президенту комиссии 53 субъектов федерации из 89 (впрочем, в ряде регионов такие комиссии, очевидно, вообще не будут созданы в связи с отсутствием там мест отбывания наказаний). Сейчас к докладу президенту страны готовятся около 100 представлений о помиловании и 600 ходатайств осужденных, которые были отклонены на региональном уровне.

25 мая 2002 года — Дипломатия взаимных уступок. Итоги российско-американского саммита

Подписанные документы не преподнесли особых сюрпризов аналитикам. Их главная особенность в том, что они отразили имеющий место напряженный торг. Речь идет не о компромиссе, не о поиске промежуточных решений, а именно об обмене уступками: «Это делаем по-моему, а это — по-твоему». Предсказуемо, баланс этих уступок скорее в пользу США, но российская делегация явно торговалась до последнего, следуя заявленной президентом Путиным политике жесткого, прагматичного, но бесконфликтного отстаивания интересов.

Центральным документом встречи на высшем уровне стал, конечно, «Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов», благодаря которому саммит стал историческим шагом в двусторонних отношениях. Как хотели американцы, документ получился сверхкоротким; более того, в первой статье говорится, что стороны сокращают свои арсеналы (до 1700–2200 единиц), «как об этом заявил Президент Российской Федерации 13 ноября 2001 года и 13 декабря 2001 года, и как об этом заявил Президент Соединенных Штатов Америки 13 ноября 2001 года» — формально на основе параллельных односторонних инициатив. С другой стороны, по договору, «каждая из Сторон сама определяет состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений». Считается, что это выгодно России: традиционно США предлагали сокращать именно наземные пусковые установки (где у СССР/России было преимущество).

Самым пространным документом саммита стала «Совместная декларация о новых политических отношениях». Она провозглашает, что «эпоха, когда Россия и США рассматривали друг друга как врага или стратегическую угрозу, закончилась», а две страны теперь являются «партнерами». Явным камнем в кремлевский огород выглядит обязательство двух стран «уважать основные демократические ценности, права человека, свободу слова и свободу СМИ, терпимость, верховенство права и экономические возможности». Декларация кодифицирует роль США в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве, в том числе в Абхазии, Молдавии и Нагорном Карабахе, отвергая «показавшую свою несостоятельность модель соперничества "великих держав", которое может только усилить конфликтный потенциал в этих регионах». Что касается Ирака, то стороны будут лишь «продолжать конструктивный диалог». Декларация уделяет большое внимание вопросам нераспространения оружия массового поражения и признает свершившимся фактом выход США из договора по ПРО.

Американская пресса реагирует на саммит двояко. Washington Post отозвалась статьей под заголовком «Путин выходит из-за стола голодным» и пишет о прохладной атмосфере встречи, описывая переговоры как «сдержанные, но вежливые». Отмечая отсутствие успехов в области практического экономического сотрудничества, газета цитирует одного из американских экспертов: «Русские впервые смирились с тем, что они не равны [Америке]. <...> Они хотят быть Францией», то есть союзником, который оставляет за собой право на постоянные разногласия. По мнению New York Times, встреча в Москве кажется столь же теплой, хотя и более формальной, чем ноябрьский саммит на ранчо Джорджа Буша в Техасе.

Саммит и его документы, несмотря на явные (и болезненные для определенных кругов) уступки со стороны Кремля, следует считать успехом российской дипломатии. Сыграл свою роль мягкий, подчеркнуто дружеский тон раскрепощенного публичного диалога, который взял российский президент. Джордж Буш, которого за первые комплименты в адрес Владимира Путина менее года назад активно критиковала американская пресса, выдерживал линию благожелательной отстраненности, приветствовал российские экономические реформы. Начало новой эры в российско-американских отношениях было отмечено продолжительным салютом в Москве и Петербурге в субботу вечером. Тем не менее остается актуальным вопрос о претворении в жизнь итогов саммита, о практическом сотрудничестве на уровне конкретных функционеров и организаций. На фоне стратегических прорывов последнего года именно конкретное сотрудничество и станет в будущем самим узким местом путинского курса на сближение с Западом — как он сам это признал в обращении к Федеральному Собранию и как это очевидно всем тем аналитикам в России и за рубежом, кто настаивает на первоочередности реформы госаппарата.

27 мая 2002 года — Снова денежный скандал вокруг «Курска»

В Мурманской области разгорелся скандал вокруг благотворительных денег, предназначенных для родственников погибших моряков с атомной подводной лодки «Курск», сообщает агентство «ВолгаИнформ».

Командование Северного флота до сих пор не распределило между родственниками погибших подводников средства, которые были перечислены частными лицами на флотский благотворительный счет «Нахимовский» (всего около 95 млн руб.). Кроме того, люди из разных стран мира перечислили на счета, открытые руководством Мурманской области («губернаторский» фонд), около 17,5 млн руб., 267 тыс. долларов и 2 тыс. финских марок.

Адвокат Борис Кузнецов, представляющий интересы родственников, сообщил, что командование уведомило его клиентов о том, что средства, оставшиеся на счету «Нахимовский», с которого родственникам уже было роздано около 20 млн руб., будут окончательно распределены только после завершения подъема фрагментов первого отсека «Курска» и проведения траурных мероприятий, посвященных второй годовщине гибели субмарины. По словам Б. Кузнецова, в телеграмме, подписанной заместителем командующего Северным флотом, вице-адмиралом Владимиром Доброскоченко, говорится, что благотворительные средства будут разделены на 352 равные доли, предназначенные для вдов, детей и родителей моряков.

Как заявил Б. Кузнецов, родные погибших моряков не могут понять, каким образом распределение средств, собранных именно для помощи семьям, связано с подъемом первого отсека. Они поручили своему адвокату направить командующему Северным флотом Геннадию Сучкову, его заместителю Владимиру Доброскоченко, начальнику Главного штаба ВМФ Виктору Кравченко и вице-премьеру Валентине Матвиенко запрос, в котором просят уточнить, кто именно, когда и на каком основании принял решение привязать распределение благотворительных средств к подъему отсека. Родственники также просят предоставить им полную информацию о номерах счетов и перечислении денежных средств, поступавших в адрес семей погибших от частных лиц. Ответ на этот запрос, по словам адвоката, должен быть дан в установленный законом срок — в течение месяца.

28 мая 2002 года — Свершилось — российские антиглобалисты показали себя

На Пушкинской площади в центре Москвы состоялся несанкционированный митинг против вступления России в ВТО. Акция антиглобалистов приурочена к саммиту «Россия — Евросоюз», который открывается в Москве 29 мая. Организаторами выступили движения, входящие в состав международной антиглобалистской организации АТТАК — «Социалистическое сопротивление», «Хранители радуги», коалиция «Альтернатива», Революционной рабочей партии и другие, а идейным вдохновителем выступил депутат Госдумы Олег Шеин.

Участники акции развернули плакаты с оскорбительными надписями в отношении Всемирной торговой организации, а также с лозунгами левого содержания: «Нет новому КЗоТу», «Нет реформе ЖКХ», «Нет власти капитала». Затем они улеглись, взявшись за руки, на асфальт возле памятника Пушкину, отказываясь подчиниться требованиям милиции и разойтись.

Для прекращения акции был привлечен ОМОН, причем между его сотрудниками и молодыми антиглобалистами произошла потасовка, в ходе которой стражи порядка применили дубинки. Задержано 27 человек, наиболее активно оказывавших сопротивление.

За сутки до начала мероприятия митинг, первоначально разрешенный, был внезапно запрещен префектом Центрального округа. Лучшего повода для громкой акции в классическом антиглобалистском стиле придумать было невозможно.

Будущее: Олег Шеин будет депутатом Госдумы до 2011 года, потом на время (2011–2016) станет депутатом Думы Астраханской области, а в 2016 году вернется в Госдуму.

29 мая 2002 года — Министр печати собирается навести порядок в своем хозяйстве и «лишние» СМИ позакрывать

28 мая глава Минпечати Михаил Лесин поразил отечественную прессу заявлением о том, что в стране, на его взгляд, развелось слишком много СМИ, и с этим надо кончать. По сообщению «Страны.Ру», он высказался в этом духе, выступая на всероссийском совещании главных редакторов, устроенном партией «Единая Россия», воображающей себя партией власти. По всей видимости, именно такими идеями намерено руководствоваться Министерство при подготовке нового Закона «О СМИ».

Оценивая сегодняшнее положение дел на рынке средств массовой информации, Михаил Лесин отметил, что рынок переполнен. В частности, в России функционируют 6,5 тысячи электронных СМИ (скорее всего, министр имел в виду не зарегистрированные интернет-СМИ, а вообще информационные сайты), а в каждом городе издается по 10–12 общеполитических газет. По мнению министра, количество электронных СМИ могло бы быть сокращено вдвое, что касается печатных средств массовой информации, то, как показывает анализ фокус-групп, сообщил Михаил Лесин, необходимо всего четыре газеты: две общеполитических и две тематических.

Поражает примитивность представлений министра о рынке средств массовой информации. Особенно бросается в глаза требование сократить чрезмерное количество интернет-СМИ, звучащее из уст человека, который пару лет назад столь же настойчиво ратовал за то, чтобы любой сайт, обновляющийся чаще, чем раз в год, обязательно получал регистрацию в качестве СМИ. Не совсем ясно также, как именно Министерство собирается способствовать ликвидации «лишних» СМИ, которые в большинстве случаев являются частными. По всей видимости, Михаил Лесин уповает на опробованный на НТВ и ТВ-6 механизм отъема лицензии или, применительно к интернет-СМИ, аннулирования регистрации.

Уже в июне Министерство намерено провести трудноовообразимое мероприятие — конференцию с представителями всех российских СМИ, на которой, вероятно, многие участники получат дружеский совет сменить сферу деятельности. По словам Лесина, на конференции будут проведен анализ рынка СМИ и анализ взаимоотношений прессы и власти. По всей видимости, именно с точки зрения проблемы «пресса и власть» министр и подошел к анализу ситуации, поэтому не стоит удивляться тому, что его предложения клонятся именно к усилению управляемости средствами массовой информации. Произнеся ритуальную фразу о том, что в условиях свободной, демократической страны только рынок должен регулировать число средств массовой информации, Лесин перешел затем к наиболее болезненной на сегодня теме — телевидению — и заявил, что видит наиболее конструктивный путь развития этого рынка в стимулировании объединения каналов, создания телесетей и тематических каналов.

Будущее: Михаил Лесин будет министром печати до 2004 года, после — советником президента (до 2009 года), с 2013 по 2015 — председатель правления и генеральный директор ОАО «Газпром-Медиа. Холдинг». Принимал участие в создании «Национальной медиа-группы» и Russia Today. Найден мертвым 5 ноября 2015 года в номере отеля «Дюпон Сёркл» в Вашингтоне. Похоронен в Лос-Анджелесе.